Пять вопросов и ответов о развитии сельского туризма в России

Интервью Надежды Макатровой и Дмитрия Иванова, владельца гостевого дома «Избушка», Московская обл.
Дмитрий Иванов: Все владельцы гостевых домов, с которыми мне приходилось общаться, называли среднюю прибыль 10-15 тысяч рублей в месяц. Приходилось ли вам видеть успешные частные проекты в области сельского туризма? (возможно, варианты, когда человек, начав с одного сельского дома, впоследствии развил целую турбазу)

Надежда Макатрова: Успешные частные проекты в России есть, но, к сожалению, их очень мало, и четкого рецепта успеха, увы, нет. Эти проекты сильно отличаются друг от друга по своей сути и не всегда являются примерами сельского туризма в чистом виде. Однако для нашего туристического рынка вообще характерно смешение понятий сельского и агротуризма, а также загородного отдыха в стиле кантри. Перерождение сельского гостевого дома в загородный отель или турбазу с увеличением номерного фонда в разы случается крайне редко и из-за финансовых ограничений, и по причине ограничений земельного участка. Но бывает, что успешные хозяева, не справляясь с числом поступающих заказов, расширяют свое дело за счет покупки еще одного или нескольких домов в своем селе же либо ищут партнеров среди своих соседей. Большие сельские усадьбы, как правило, изначально проектируются как крупные объекты и скорее сродни отелям, чем сельским гостевым домам.

Приведу несколько примеров объектов из разных ценовых категорий, пользующихся популярностью у туристов.
· Гостевой дом «Частный визит» в Плёсе (Ивановская область), где создана удивительная атмосфера русской дачи конца XIX-начала ХХ века. Причем эта атмосфера присутствует не только в интерьерах, но и в традициях, праздниках и услугах, которые предлагаются гостям этого дома-отеля.
· Гостевой дом «Войвыв Сикт» в Сизябске (Республика Коми), изюминкой которого является не столько колорит сельской жизни во всех ее проявлениях, включая участие в сельхозработах, сколько этнографический фактор – знакомство с историей и бытом северных народов, оленеводов. При гостевом доме действуют два музея: крестьянского быта и советского времени.
· Проект «Русский Берег» недалеко от Ульяновска вырос на базе фермы, и это теперь уже два десятка деревянных домов в сосновом бору на берегу Волжского залива. Изюминка – в акценте на русские православные традиции, культурные события для детей и молодежи.
· Есть очень успешные гостевые дома с всесезонной загрузкой на Алтае, во Владимирской, Нижегородской, Ленинградской, Архангельской областях.

Дмитрий Иванов: Что является основой заработка для гостевых домов? Размещение?

Надежда Макатрова: Кто-то зарабатывает на дорогом размещении, другие компенсируют умеренную цену за проживание заработком на однодневных экскурсиях и питании, третьи наращивают доход на допуслугах и аренде снаряжения. Модели бизнеса разные. На мой взгляд, один из секретов их успеха – обязательное наличие комплекса впечатлений для гостя помимо непосредственно жизни в загородном доме. Это могут быть как значимые достопримечательности в радиусе 40 км, так и дополнительные виды отдыха для проведения насыщенного досуга: сплавы, лыжи, велопрогулки, конные выезды, снегоходы и квадроциклы и пр. На худой конец, гостям может предлагаться качественная рыбалка или охота, походы за ягодами и грибами, массажи, мастер-классы по изготовлению сувениров, приготовлению блюд, занятия с детьми и т.п. Немаловажный нюанс: в успешных объектах гости живут в комфортных условиях с чистым и теплым туалетом и душем, т.е. никакого бытового экстрима. Исключения бывают, но на них лучше не ориентироваться. А если гостей ведут на ферму, то там не должно быть по колено грязи, чтобы не будить у туристов чувства глубокого сострадания к животным.
Если ничего подобного хозяева гостевого дома предложить не могут, а есть только обычная деревенская изба или сельский дом без дополнительных услуг, то проблемы с загрузкой у такого объекта будут наверняка. В сознании рядовых россиян такой отдых ничем не отличается от обычной поездки на дачу, которая на сегодняшний день есть у многих из нас. Но при этом за подобный отдых придется еще и заплатить. Спрашивается, ради чего? Если ответа на этот вопрос нет, на большую прибыль можно не рассчитывать. Если ориентироваться на тех, у кого нет дачи, то мы попадаем в ловушку сезонности.
Одним словом, успешные объекты обычно учитывают конкурентную среду и реальные потребности современного туриста, и это позволяет им привлекать свой турпоток.

Дмитрий Иванов: Все владельцы гостевых домов жалуются на недостаток туристов. Летом они есть, весной и осенью нет. Решаема ли как-то эта проблема посредством рекламы, создания моды на сельский туризм?

Надежда Макатрова: Реклама не поможет, если нет интересного продукта для межсезонья. Баня и шашлыки – это, конечно, хорошо, но не с утра до вечера. Что касается прогулок, то с конца октября до середины апреля редкая российская деревня может похвастаться симпатичным обликом (этим наша страна принципиально отличается, скажем, от Европы с ее аккуратными домиками, хорошими дорогами и приветливыми лицами обитателей деревень). Мороз и солнце радуют нас, увы, не всегда. Поэтому в первую очередь надо придумать, чем занять туриста в непогоду в сельской местности и как не дать ему впасть в уныние от тоскливого пейзажа вокруг. Кто-то «вытягивает» межсезонье за счет празднования дней рождений и корпоративов для малых коллективов, кто-то принимает школьников на мастер-классы или экскурсии (без проживания). Варианты есть, и над ними надо работать.
Создавать моду на сельский туризм – это хорошо, но это долго и дорого. Когда появятся интересные предложения по проведению досуга на селе, мода начнет формироваться сама собой. Конечно, если будет рекламная поддержка государства в виде, в первую очередь, хороших фильмов на ТВ, это будет прекрасно, т.к. турбизнесу это не по карману.

Дмитрий Иванов: Если вы интересуетесь этой темой, видите ли вы какие-то подвижки в лучшую сторону? Скажем, если сравнить развитие сельского туризма 10 лет назад и сейчас?

Надежда Макатрова: Однозначно, рынок развивается. Растет уровень комфорта в сельских домах, и одновременно растут требования туристов к насыщенности отдыха разными впечатлениями. Обычной сельской глубинкой сегодня мало кого удивишь. Нужны: красивая природа + изюминка в услугах, отличающая сельский гостевой дом от стандартного загородного отеля или пансионата + комфорт в быту. Сегодня владельцы гостевых домов все чаще об этом задумываются.

Дмитрий Иванов: Стоит ли вообще горожанину ввязываться в этот бизнес? Будет ли он в ближайшее время активно развиваться?

Надежда Макатрова: Это не тот бизнес, на котором можно быстро и много заработать. Все-таки это долгосрочные проекты для людей, которые искренне любят принимать гостей, и которых радует сельская жизнь. Можно, конечно, полагаться на компетентность и радушие наемного персонала, но кадровая проблема в туризме стоит очень-очень остро. Это должно быть чем-то вроде хобби, иначе энтузиазм быстро угаснет под грузом хозяйственных забот и конфликтов с гостями, которые, пусть изредка, но случаются практически везде. Спрос на качественный отдых выходного дня или во время отпуска никуда не исчезнет. Если владельцы сельских гостевых домов смогут предоставить интересный и соответствующий этому спросу продукт, то данный сегмент будет активно развиваться. Если нет, то за их кусок туристического пирога поборются загородные отели и санатории, тематические парки и развлекательные комплексы, заповедники, а также многочисленные коттеджные поселки, которые, будучи нераспроданными, наверняка приобретут туристический оттенок.

На мой взгляд, сельские объекты вблизи мегаполисов с удобной логистикой, комфортными условиями проживания и интересным досугом имеют хорошие шансы на успех, если удастся удержать качество сервиса. Сервис часто хромает, что дает шанс новичкам на этом рынке. Если говорить не о единичных гостевых домах, а о крупных сельских усадьбах, то вложения в них окупаются главным образом за счет продажи части земельного участка, значительно выросшего в цене, благодаря появлению интересного туробъекта-магнита.

Опубликовано 12.04.2015 г.