КОНКРЕТИКА

Как развивать туризм в России. Взгляд национального туроператора.

Фрагмент интервью со Светланой Перебериной, руководителем экскурсионного отдела компании "РВБ Алеан", одного из крупнейших национальных туроператоров, с 1993 года предлагающего туры по всей России и Украине.

Подробнее о компании "РВБ Алеан": www.alean.ru

Надежда Макатрова (далее Н.М.): Светлана, какую поддержку со стороны местной администрации хотели бы получать туристические компании, работающие с конкретным городом или регионом?

Светлана Переберина (далее С.П.):  Для начала пусть хотя бы не мешают. Взять, к примеру, ремонт дорог, который затевается в самый пик туристического сезона, хотя можно было бы перенести его на сентябрь, октябрь или какое-то другое время. Скажем, летом в Петербурге обязательно перекрывают все главные магистрали и начинают их ремонтировать. Не так давно у нас был случай, когда приехали иностранцы с круизом. Большинство гостей – люди пожилые, которые никогда не были в Петергофе и мечтали там побывать. Они простояли в пробке по дороге в Петергоф 4 часа, развернулись и поехали обратно, так его и не увидев. Это кошмар.

Если говорить о том, какая поддержка нам нужна, то, во-первых, информационная. Я имею в  виду информационные программы на телевидении об интересных уголках нашей страны. В последнее время появились телеканалы, посвященные путешествиям, например, "Планета Земля", но они не в каждой семье есть. Нужны передачи на основных федеральных каналах – Первый, Россия, НТВ и др. Было бы хорошо и правильно, если бы государство выделяло средства на съемку таких передач о городах и регионах, и россияне узнавали бы что-то интересное об отдыхе в своей родной стране.
Ведь, к примеру, о том, что у нас есть уникальное озеро Байкал, знают все. А о том, что туда можно съездить в отпуск, поплавать на теплоходе, проехать по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) и посмотреть окрестности, знают немногие. Или  новые интерактивные программы в городах Золотого кольца. О них тоже мало знают.

Н.М.: А помимо информационной поддержки, что следовало бы сделать в организационном, техническом или законодательном плане?

С.П.: Если говорить, к примеру, о Санкт-Петербурге (это одно из наших ключевых направлений), то было бы интересно разработать единый билет в музеи на 1-2-3 дня, как это делают за рубежом. И надо объединить этим билетом не 1-2 музея, а 15-20. Турист не всегда знает, куда он хочет попасть. Он гуляет по городу и проходит мимо Кунсткамеры или Меньшиковского дворца. Имея на руках единый билет, он наверняка подумает: "А загляну-ка я в музей". Такие билеты нужны в тех городах, где действительно много музеев, и есть, что показать: в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и др. Понятно, что здесь нужна инициатива и поддержка администрации, поскольку сами директора музеев вряд ли объединятся и такой билет создадут.

Другой аспект – создание интересных музейных комплексов. Очень часто в качестве примера успешного взаимодействия властей, бизнеса и жителей приводят город Мышкин. Он действительно заслуживает похвалы. Удивительный город, я была там много раз, и мне там очень нравится. Крошечный городишко - изначально ничего особенного, но в городе открыто больше 30 музеев, есть Дворец мыши, музей мыши, музей валенок, удивительная аллея памяти с вечным огнём – до слёз пробирает – в крупных городах такого нет…проводятся праздники-фестивали. Люди сделали фактически на пустом месте фантастический город. И каждый раз, приезжая туда, видишь что-то новое: открылся еще один музей, или гостиница, или еще что-то. Властям надо придумывать зацепки для туристов. Это могут быть и концерты звезд, и спортивные мероприятия, которые привлекают туристов, но их надо больше рекламировать.

Н.М.: Что бы Вы посоветовали, о чем предупредили тех специалистов, которые планируют создать свой музей, а также проводить праздники и фестивали, ориентированные на туристов?

С.П.: Обязательно продвигать свои разработки через интернет. Например, в Санкт-Петербурге 3 июня 2010 года был день Достоевского – интереснейшее действо. В городе было проведено более 40 мероприятий. Например, дома Кузнечного переулка украсили вывесками XIX века, по тротуару гуляли актеры, переодетые в жителей Петербурга той эпохи, расхаживали продавцы старинной прессы. Там же можно было увидеть Федора Михайловича, облокотившегося на перила балкона его квартиры, и даже поговорить с ним. Было много и других мероприятий, которые интересны как поклонникам творчества писателя, так и просто любителям чего-то необычного.

К сожалению, эти мероприятия в интернете слабо продвигались, а ведь они могли бы дополнительно привлечь туристов в Санкт-Петербург.

Н.М.: По каким внешним признакам можно определить, действительно ли власти территории ориентированы на развитие туризма, или это в большей степени декларации для галочки?

С.П.: Для нас важно, что конкретно происходит на территории: открылись новые музеи, или старые музеи предлагают новые интерактивные программы, появились новые гостиницы, места питания, отремонтированы дороги. А если гостиниц как не было, так и нет, а из объектов показа один устаревший музей, то все эти программы не имеют смысла.

Н.М.: В Вашей практике были случаи, когда местные власти старались финансово поддержать турфирмы, занимающиеся приемом туристов на территории?

С.П.: Я не припомню таких случаев. Я знаю, что в некоторых регионах есть льготы для турфирм, но нередко турфирмы декларируют работу по приему туристов, а на деле в основном продают путевки в Турцию, Испанию и Египет. Другое дело, если бы была возможность, к примеру, держать копеечные цены в музеях города, чтобы привлечь гостей на первом этапе, а потом эти цены потихоньку поднимать. В этом случае власти могли бы компенсировать музеям потери. Или давать какие-то льготы именно турфирмам по приему. Но я о таком не слышала. Ведь даже если турист купил дешевый билет в музей, он все равно оставит в городе какие-то деньги: на еде, на сувенирах, на гостинице и т.д. И постепенно всё это развивается.

Н.М.: А в каких случаях туристическим компаниям выгодно и интересно вкладывать деньги в строительство туробъектов под свои маршруты: турбаз, отелей, музеев и пр.?

С.П.: Выгодно в случае быстрой окупаемости. У нас самый крупный такой объект – это клуб-отель "Ривьера"  в Анапе. Мы практически построили его с нуля, полностью перестроив и переименовав старый пансионат, располагавшийся на этом месте. Нам это было выгодно и интересно, т.к. мы ощущали большой спрос на Анапу. Теперь у нас на него эксклюзивные права, и мы можем предлагать его другим компаниям.

Н.М.: Насколько, с Вашей точки зрения, эффективны такие меры повышения качества обслуживания в туризме, как локальная сертификация гостиниц, конкурсы на звание лучших, инициированные властями?

С.П.: Уровень сервиса в целом по крупным туристическим направлениям – Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород и т.д. - не так уж и плох. Что же касается конкурсов, то они хороши для поднятия самомнения гостиниц и туробъектов, а на повышении качества обслуживания это не особо не сказывается.

Н.М.: Что необходимо делать, чтобы россияне активнее ехали смотреть российские красоты?

С.П.: Если это касается экскурсионных маршрутов, то необходимо улучшать качество дорог, добавлять новые маршруты поездов. Например, в Великий Новгород ходит всего один фирменный поезд. Большая проблема с билетами – мест часто нет,  и они очень дорогие даже в плацкарте, поэтому туристы предпочитают ездить в Великий Новгород с автобусными турами. Но не все люди могут перенести неблизкую дорогу на автобусе, тем более с детьми.

Надежда Макатрова: Светлана, как меняются предпочтения россиян в отношении отдыха в России в последние годы?

Светлана Переберина: Туристы стали больше путешествовать по России – это однозначно.  Не всем интересны имеющиеся экскурсионные программы. Люди предпочитают ездить сами:  бронируют гостиницы через интернет, благо сейчас практически у всех объектов размещения есть свои сайты. В крупных городах можно найти через интернет фирму, которая предлагает бронирование квартир – это интересно для тех, кто ездит на несколько дней компанией друзей.

Полный текст интервью опубликован в книге Надежды Макатровой "Как привлечь туристов и стать туристическим брендом в России. 420 примеров и профессиональных советов".

Консалтинговая компания "Конкретика" благодарит Светлану Переберину и компанию "РВБ Алеан" за полезное интервью.


<- назад в: Публикации