КОНКРЕТИКА

Создание бренда Усть-Илимска. Конкурс по созданию логотипа. 2012 г.

Блашенкова Вера

Надежда Макатрова, генеральный директор компании «Конкретика», когда рассказывает на наших семинарах о туристических брендах, обычно задает слушателям два вопроса:

1.     Где Вы последний раз отдыхали?

2.     Напомните, пожалуйста, как выглядит логотип этой страны или города?

Еще ни разу мы не получили ответа на второй вопрос…

Из этого НЕ следует, что надо отказаться от разработки логотипа. Из этого следует, что решение о выборе места отдыха принимается не на основе логотипа. Тем не менее, логотип, слоган, атрибутика нужны: это одно из средств повышение узнаваемости и известности территории. Более того, сегодня бренды выполняют функцию квазиидеологии. Они помогают жителям объяснить, в чем преимущества их города или района. К тому же в традициях России особое отношение к образу, символу, красоте. То, что сложно выразить словами, легко угадывается в символе. Но как нередко случается, борьба за символы и выбор «наилучшего» или «правильного» бывает весьма жестокой.

В 2012 г. администрация Усть-Илимска провела конкурс по созданию логотипа города. Мы подготовили техническое задание (ТЗ), позволяющее сразу отсечь «вечных конкурсантов» и тех, кто участвует в конкурсах по принципу «а вдруг повезет». В ТЗ мы ввели барьеры против ленивых и неспециалистов. Наша компания уже не раз сталкивалась с тем, что некоторые участники конкурсов, работая над логотипом,  не понимают, что логотип придется  масштабировать, в т.ч. изменять его размер для вывесок. Не все участники учитывают, что логотип должен хорошо смотреться, как в черно-белом варианте, так и в цветном, что он должен быть понятен и пр.

У любого конкурса, как мы писали ранее, есть свои плюсы и минусы. Мы бы посоветовали всем, кто намерен провести конкурс или уже работает над положением о конкурсе учесть сильные и слабые стороны этого мероприятия:

 «+»

·         Структурирование работы с активистами и энтузиастами, вовлечение жителей.

·         Бесплатная или дешевая реклама конкурса в СМИ, «длинное» событие.

·         Лучшее знание особенностей, ресурсов, истории территории участниками конкурса из числа жителей.

·         Низкая стоимость создания логотипа.

·         Стилистически разные варианты логотипов, разные приемы их создания.

·         Большая заинтересованность в продвижении бренда со стороны.

 «-»

·         Склоки, обиды, сплетни по поводу призовых мест или отсутствия победителя.

·         Возможный обман участников – отказ от вознаграждения.

·         Отсутствие видения конкурентной среды участниками, как следствие, в работах демонстрируются стереотипы

·         Более высокие требования к подготовке ТЗ, большие затраты времени на работу с участниками.

·         Сложно контролировать нарушение авторских прав.

·         Необходимость «дожимания» разработок до необходимого уровня, переработка предложенных вариантов.

Свои работы на конкурс Усть-Илимска представили жители разных городов России, предложив ряд идей и решений. Их можно посмотреть здесь Работы всех конкурсантов были размещены в интернете и жители Усть-Илимска получили возможность поддержать понравившийся логотип, голосуя в его поддержку. В интернет-голосовании победу одержал этот вариант Елизаветы Литвиненко, уроженки Усть-Илимска, ныне проживающей в Новосибирске. Так или иначе, но мнения относительно наилучшего варианта жителей и специалистов разошлись, возникли затруднения с выбором победителя, и работа по созданию логотипа была продолжена.

Мы в конкурсе не участвовали, но со своей стороны предложили внеконкурсные варианты логотипа, которые хотели передать участникам «для затравки». Но этого не произошло. Мы сразу стали работать над сокращенным названием города Усть-Илимск – УИ, это принятое среди горожан сокращение (один из вариантов можно увидеть здесь). Но после того, как всё сделали, заметили одну забавную деталь - возможную диверсию: кому-нибудь да придет в голову дописать букву Х. Срочно написали об этом представителям администрации: наша работа не годится. Было принято решение не показывать наши варианты «для затравки», чтобы не направлять участников по направлению с подвохом.  Так что будьте бдительны!

Если Вы решились на проведение конкурса, то необходимо дать конкурсантам идею (каждый из участников может увидеть идею по-своему) + обязательно надо дать ограничители + желательно дать аналоги, благо интернет позволяет это сделать. Некоторые участники даже не трудятся зайти в интернет и познакомиться с тем, что уже создано. Мы также настоятельно рекомендуем создавать конкурсную комиссию, куда должны войти, по меньшей мере, эксперты – дизайнер, художник и архитектор, ибо им впоследствии воплощать идеи в жизнь. Лучше, чтобы комиссия была представительной. Конкурсы желательно проводить в два этапа – на первом этапе выбор могут осуществить представители экспертного сообщества – конкурсная комиссия, а затем, ПОСЛЕ отбора наиболее удачных работ профессионалами, можно предлагать выбор жителям. Сразу надо быть готовым к тому, что осуждения не избежать. Если у Вас небольшой город и, тем более, район (сельская культура), то учитывайте, что люди будут голосовать за своих – родственников, знакомых. 

Анализ результатов конкурса показал, что жителям очень близки два символа – вода и ель. На наш взгляд, эти символы  в качестве логотипа были не вполне удачными по одной причине - образ сосны / ели и воды – слишком общий, на него могут претендовать сразу много городов и районов нашей бескрайней Родины, и конкуренция на этом рынке высока. Кроме того, есть город Ельня, на гербе которого красуются сразу три ели. Из этого следует, что в разработку и продвижение сразу придется закладывать шаги по отстройке от конкурентов.

С другой стороны, символы пока не застолбили, их еще в информационном пространстве не отыграли, значит, кто будет первым, тот сможет «освоить» нишу, а когда конкуренты «проснуться», можно будет сделать шаги по отстройке. Во-вторых, мы наглядно увидели, что символы эти очень близки горожанам, а, следовательно, они будут их обыгрывать в разных формах, значит, не придется тратить лишних средств. В-третьих, символы универсальны, т.е. могут использоваться в продукции, как для демонстрации инвестиционной привлекательности, так и для демонстрации туристической привлекательности. Обычно с этим всегда бывают проблемы, поскольку люди, там где они работают, стараются не отдыхать, и напротив, там, где отдыхают – не очень хотят работать. В рамках конкурса наиболее удачное отражение символов ели и воды мы увидели в работах Елизаветы Литвиненко и Олега Ворожинского. Однако их варианты требовали доработки.

Материал опубликован 21.04.2013 г.

Контакт: vb@concretica.ru

Далее:

Ч.4. Разработка логотипа и фирменного стиля>>

Ранее:

Ч.1. Введение. Инициативные группы и власть>> 

Ч.2. Программа разработки и продвижения бренда территории>>

 

 


<- назад в: Публикации