КОНКРЕТИКА

Создание бренда Усть-Илимска (Иркутская область). Инициативные группы и власть.

Блашенкова Вера

Этот материал – результат работы, которую мы (компания «Конкретика») провели совместно с жителями и властями Усть-Илимска. До завершения пока далеко, но некоторые итоги уже можно подвести.

Ч.1. Введение. Инициативные группы и власть>> 

Ч.2. Программа разработки и продвижения бренда>> 

Ч.3. Конкурс по созданию логотипа>>

Ч.4. Разработка логотипа и фирменного стиля>>

Для нашей компании Усть-Илимск был интересен сложностью задач. Сотрудничество началось с того, что представитель Усть-Илимска - Анна Александровна Большакова - приняла участие в нашем однодневном семинаре, посвященном брендингу территорий. Почему началось сотрудничество с нашей компанией? Вероятно, было заметно, что мы действительно искренне, от всего сердца хотим помочь.

Мы очень рады, что взялись за этот проект, и благодарны всем коллегам из Усть-Илимска, Красноярска, Новосибирска и, конечно, администрации города за сотрудничество!

Немного о городе

Город расположен в самом сердце Тайги, за тысячу километров от областного центра - Иркутска, до ближайшего города  - Братска - 300 км, условия жизни приравнены к условиям Крайнего Севера. В Усть-Илимске проживает около 90 тыс. человек. Город был основан в 1973 г. (в этом году у Усть-Илимска юбилей), поэтому инфраструктура в Усть-Илимске относительно новая. Это настоящий город комсомольских строек: за пять лет построены сам город, ГЭС и лесопромышленный комбинат. Жители Усть-Илимска  - романтики и энтузиасты, оставившие привычные условия во имя мечты о светлом будущем. Отсюда названия улиц и проспектов – Романтиков, Мечтателей. Первостроители не просто заложили фундамент города – они воспитали поколение неравнодушных и энергичных детей и внуков и вдохнули в сам город какую-то могучую жизненную силу. Мощь Тайги соединилась с силой духа и характеров, и это стало локомотивом изменений и превращения мечты в реальность.

Но перестройка омрачила перспективы  развития – часть предприятий развалилось, сократились рабочие места. Усть-Илимск постепенно стал превращаться в моногород, хотя ресурсов немало. Это лес, вода, энергетика, строительные материалы, дикоросы. Но слишком велико транспортное плечо (раньше функционировал аэропорт, увы, его разобрали). Город далеко от рынков сбыта  - и в этом причина застоя. По крайней мере, эта версия наиболее распространена. К счастью, согласны с ней далеко не все. Почему? Потому что есть предприятия, которым не только удается развиваться, но и завоевывать рынки соседних регионов. И, главное, есть люди, которые верят в Усть-Илимск.

Создание бренда Усть-Илимска: инициативные группы и власть

Иногда возникает дискуссия: кто все-таки должен заниматься созданием и продвижением бренда города – инициативные группы или власть, можно ли создать бренд по указке, получится ли у инициативных групп вести работу, если власть останется равнодушной или, что хуже, будет вставлять палки в колеса?

В Усть-Илимске было так.

Анна Большакова, главный специалист отдела по развитию предпринимательства и инновациям Администрации города Усть-Илимска:

К разработке бренда города Усть-Илимска приступали несколько раз, разными силами. Сначала журналисты писали о том, что нужен бренд. Потом подключились студенты и школьники, изучали создание бренда по учебникам и примеряли возможности к нашему небольшому сибирскому городу. Обсуждали бренд территории на местном Совете по туризму. Но дальше обсуждений дело не двигалось. Через некоторое время проявилась группа студентов-заочников, обучившаяся по специальности «Связи с общественностью» и защитившая дипломные работы на тему бренда города Усть-Илимска. Представили итоги городу. Но чего-то опять не хватило. Видимо, главного катализатора в лице власти. После выборов нового главы группу пиарщиков-заочников услышали.

[…] На данный момент (2011 г.) используется любая возможность для разработки бренда. В частности, в рамках конкурса «Ученик года» участники писали эссе на тему «Бренд города Усть-Илимска. Каким ему быть?». Радио обращается с идеей прямого эфира, газеты пытаются вместе с нами разобраться, что такое бренд и что он даст городу. Управление культуры провело конкурс «Усть-Илимский сувенир» и приурочило его к созданию бренда города. Ведется активная совместная работа с жителями города.

На наш взгляд, это честная оценка, которая показывает, энтузиазма и инициативы бывает недостаточно. Более того, мы убеждены, что без помощи властей можно, но крайне сложно создавать бренд города, если речь идет о продвижении территории, а не просто о создании логотипа. Это системная работа разных подразделений органов власти и разных по составу и интересам инициативных групп. Вероятно, есть условия, при которых инициативные группы способны справиться сами, например, в их числе есть заводилы-предприниматели, оказывающие материальную и организационную поддержку, готовые взять и на примере доказать, что можно работать и продвигать город. Но все-таки, если быть честными самим с собой, инициатива без обратной связи быстро иссякает. Именно поэтому одна из задач, стоящая перед энтузиастами-создателями бренда, – доказать, почему бренд важен, чем он поможет территории, и как он окупится. Это не просто, потому что а) на рынке городов и районов уже появилась конкуренция б) инвестиции в создание бренда требуют затрат, а отдача будет не сразу, не ранее, чем через несколько лет в) почти всегда присутствуют политические моменты, о которых узнаешь слишком поздно.

Возникает соблазн: может быть, тогда обойдемся без инициативных групп и, тем более, без «городских сумасшедших»?

Конечно, нет! Энтузиасты часто преувеличивают свои возможности, но даже не подозревают, какая они на самом деле движущая сила.

 Материал опубликован 21.04.2013 г.

Контакт: vb(at)concretica.ru

Далее:

Ч.2. Программа разработки и продвижения бренда>> 

Ч.3. Конкурс по созданию логотипа>>

Ч.4. Разработка логотипа и фирменного стиля>>


<- назад в: Публикации