КОНКРЕТИКА

"Нам удалось завоевать авторитет раньше, чем появились материальные возможности"

1-ая часть интервью с Ольгой Лобастовой, генеральным директором туристической компании "Летучий корабль" (г.Киров).

Полную версию интервью читайте в книге Надежды Макатровой "Как развивать туризм в России. Диалоги с практиками".

Справка о компании: Центр активного отдыха "Летучий корабль" - это ведущий туроператор Кировской области по въездному туризму. Сайт компании: www.korabl-kirov.ru


Надежда Макатрова (далее Н.М.): Ольга, расскажите, пожалуйста, как появилась идея "Заповедника сказок" и как развивался этот проект.

Ольга Лобастова: Мы начинали с экскурсий по городу, водили группы в аэропорт, на конюшню, за кулисы театра, делали однодневные выездные детские лагеря. Когда вывозили  детей на 3-часовую программу в лес просто на красивую поляну, увидели, насколько это классно. Когда дети в лесу, любой досуг получается замечательным. И декораций минимум – лес сам является лучшей декорацией. Учителя и родители и рады бы вывезти детей на природу, но не знают, куда лучше поехать, где есть нормальный подъезд, нужно теплое помещение, нужно придумать, чем заняться в лесу. Одним словом, нужна помощь. Получилось, что мы увидели этот неудовлетворенный спрос.

Я как родитель организовывала отдых своих детишек и их друзей, знала других родителей, кто умеет это делать хорошо. Но многие родители этого делать не умеют и с удовольствием заплатили бы тому, кто это для них сделает. Они сумеют собрать деньги для своих детей, но отдых должен быть качественным. Так появилась идея о лесном объекте.

Название "Заповедник сказок" возникло не сразу, да и сам "Заповедник" располагался тогда в другом месте. Сперва было шутливое название - Дача Деда Мороза, мол, в Устюге – вотчина, а у нас – дача.  На первые 2-3 программы мы брали новогодний костюм Деда Мороза в школе, арендовали на несколько часов помещение. А уже к следующему сезону сшили костюмы для Деда Мороза и других персонажей из плюшевой шторы, декорации делали из снега как из бесплатного материала. Постепенно с каждым годом уровень программ повышался: и костюмы, и декорации, и спецэффекты, и пр.
 
"Заповедник сказок" появился позже - 5 лет назад в Заречном парке рядом с Кировом. Так сложилось, что новогодние программы мы вели на старом месте, а масленичные нужно было проводить уже на новом, т.е. пришлось очень быстро в условиях зимы всё обустраивать на новой поляне. Сделали первое теплое помещение. Это была постройка из досок и полиэтилена, в которой располагалась чайная, поставили печку. Сегодня это уже совсем другой уровень.

Н.М.: Одно дело вкладывать средства, когда есть очередь заказов. И совсем другое дело, когда нет гарантии продаж. Как Вы решились на весь этот проект?

О.Л.: У нас была своего рода очередь заказов. Нам удалось завоевать авторитет раньше, чем появились материальные возможности. В городе знали про наши экскурсии и любили нашу команду. Знали, что если мы что-то предлагаем, то это качественный продукт, который понравится детям. Мы тогда предлагали наши программы за очень скромные деньги. Мы вышли на школы и проводили там нашу рекламную кампанию "ножками", т.к. денег на печатную рекламу не было. У нас была система скидок за раннюю оплату. Таким образом, мы, не имея денег на новый проект, получали эти деньги в октябре авансом, что давало нам возможность закупить всё необходимое для новогодних программ. Шили на эти деньги костюмы, мастерили декорации, реквизит, подарки, и к моменту старта сезона уже все было готово. Это тоже был риск, ведь любая предоплата – это принятие на  себя обязательств и уверенность в том, что ты сможешь все это реализовать. Наши рекламки мы раздавали учителям - они были нашими союзниками, нас приглашали на родительские собрания. Сегодня в школы так просто не попадешь, везде охрана, но сегодня у нас уже есть деньги на рекламу, а тогда это была вынужденная мера.
 
Н.М.: Почему Вы решили выбрать сказочную тему? Вас вдохновил опыт Великого Устюга?

О.Л.: Детская аудитория подразумевает сказку. Но мы изначально стремились отстроиться от Великого Устюга. Мы боялись, что будут говорить: "А, они делают то же самое, что и в Устюге!". Мы старались идти своим путем: гораздо больше интерактива. В Устюге "Вотчина Деда Мороза" - это в большей степени музей, там мало вовлечения детей в происходящие процессы. Исключение – это Тропа сказок. А у нас очень глубокое погружение всех участников в сказку, дети должны что-то делать, чтобы действие шло. Вдобавок у нас сквозной сценарий, т.е. в сказке присутствует завязка, конфликт, развязка сюжета, обязательно добро побеждает зло. Роль детей в этой сказке - помочь персонажам действиями или советами. Дети, кстати,  очень переживают за героев.

Многие моменты являются своеобразным мастер-классом. Это может быть и театральное действо, где дети готовят маленький спектакль: простой, кукольный, теневой, т.е. они не просто смотрят, а сами придумывают спектакль и показывают его. У нас программы включают в себя разные по характеру и содержанию блоки: активные, релаксирующие, драматические. Обязательно будет чаепитие, когда можно посидеть вместе с героями за столом, поговорить. Зимой мы включаем в программу катание на "ватрушках" на наших горках, летом это может быть рафтинг на нашем озере.

Н.М.: Что, по Вашим наблюдениям, больше всего впечатляет гостей в Заповеднике сказок?

О.Л.: Всем нравятся чудеса: волшебные превращения или появления. У нас много спецэффектов для создания особой атмосферы: музыка, запахи, дыммашина. Задействованы все чувства и каналы восприятия.

Н.М.: Кто это всё придумывает? Вы приглашаете профессионалов?

О.Л.: Наши сотрудники уже сами стали профессионалами. У нас работают талантливые люди с самыми разными дипломами. Профессиональных режиссеров и сценаристов среди нас нет, но наши ребята знают, что срабатывает, что сделать для достижения нужного эмоционального эффекта.

Учились чисто интуитивно. В нашей команде есть ребята, которые отлично чувствуют детскую психологию. Иногда они мне озвучивают новые идеи, а мне как руководителю кажется, что это нереально и этого не может быть. Но я доверяю им, и практически всегда эти генераторы идей свои идеи реализуют. Учиться мы стали позже, поначалу денег на это не было. Сейчас мы много вкладываем в обучение: ездим на курсы, заказывали обучающий семинар у Игоря Увенчикова, главного редактора журнала "Праздник". Мы ездим на все выставки, в рекламные туры, всюду, куда приглашают соседи: Казань, Кострома, Ижевск и др., смотрим, что интересного у коллег. В прошлом году отправили нашего сотрудника в командировку к Санта-Клаусу посмотреть, как там всё устроено. В следующем году запланировали всей командой поездку в парижский "Диснейленд". Хочется узнать, что нового происходит в мире. Мы используем много технических новинок, которые позволяют наши средства.

Н.М.: Каких, например?

О.Л.: Их множество. Например, мы делаем видеоролики еще до запуска очередной программы, и эти ролики вставляются в программу как часть сказочного действия. Это украшает программу и вдобавок увеличивает число героев в сказке без необходимости увеличить число аниматоров. Или, например,  мы использовали машину времени, созданную из стиральной и швейной машины, в которой всё мигало и вибрировало, и эти видеоролики помогали нам перенестись в прошлое или в будущее. В общем, наши изобретатели умеют делать массу эффектных вещей из не очень дорогих материалов. На корпоративах в свое время всех поразил дельтаплан, который летал над поляной, разбрасывая розовые лепестки, а потом спустился парашютист с посланием. У нас одних только костюмов порядка 250. Это хорошая база для работы.

Н.М.: А что удивляет тех гостей, кто много ездит и много всего повидал? Что они говорят?

О.Л.: Удивляет человеческий фактор, т.е. очень теплое и внимательное отношение. У нас аниматор работает с конкретными людьми, все действие идет в постоянном общении. Нет обезличивания. Даже когда мы проводим массовые праздники на 700-800 человек, общение очень теплое и плотное. Нам интересно и радостно наблюдать, когда, к примеру, на корпоративной программе для дилеров участники из других городов застывают с широко раскрытыми глазами, выражая восхищение, и говорят, что даже в городах-миллионниках они ничего подобного не видели.

Н.М.: А сколько стоят Ваши программы в "Заповеднике сказок"?

О.Л.: Самый популярный продукт – это новогодняя программа. Она стоит 600-900 руб. с человека, включая транспорт из города. Есть возможность выбирать цену: подешевле или подороже. Если группа хочет приехать ближе к Новому году, значит, будет дороже, если пораньше или, наоборот, в конце января – будет дешевле. У нас есть скидки и социальные группы. Детские дома всегда приезжают к нам бесплатно. Для школьников в каждой группе есть возможность одного малообеспеченного ребенка привезти бесплатно, т.е. 23 ребенка за полную стоимость + 1 ребенок бесплатно или по схеме "25 + 2". Такая цена оказалось  для наших жителей подъемной. Люди платят, потому что знают, что в этой цене действительно много ярких впечатлений, и ребенок уедет счастливым. Это не "2 притопа, 3 прихлопа". Это насыщенное тщательно спланированное действие. В эту стоимость входит чаепитие и подарок.

Мы продаем наши программы только пакетом, нет такого, что за программу Вы платите одну сумму, кто хочет прокатиться на снегоходе – вторую, за подарок – третью. Либо гости приобретают пакет целиком, либо ничего.

Не сразу, но со временем в школах привыкли отпускать классы на наши программы в учебные дни. В прошлом году наши программы шли 46 дней подряд с утра до вечера. В школах знают, что к "Летучему кораблю" в выходные не попадешь, значит, надо выбирать будни. В этом году 56 дней до и после Нового года уже плотно заняты, а до Нового года еще далеко.

2-ую часть интервью с Ольгой Лобастовой читайте на этой странице >>

Полную версию интервью читайте в книге Надежды Макатровой "Как развивать туризм в России. Диалоги с практиками".


Семинар по теме: "Как создавать и продвигать бренд территории. Российская практика". Все подробности и РЕГИСТРАЦИЯ на этой странице >>

       


<- назад в: Публикации