КОНКРЕТИКА

Презентация Плёса - образец для подражания.

Макатрова Надежда Сергеевна

9 апреля 2010 г. в здании Правительства Москвы состоялась презентация города-курорта Плёс, посвященная празднованию 600-летия этого крошечного городка на Волге в июле текущего года.

Как и положено на такого рода мероприятиях,  журналистам и другим участникам презентации рассказали о городе и программе торжеств, показали красивые слайды с видами города и окрестностей, снабдили комплектом рекламно-информационных  материалов, ответили на вопросы и пригласили приехать на сам юбилей.

Почему вдруг мы решили об этом написать?

Потому что данная презентация Плёса, с нашей точки зрения, была образцом того, как НАДО показывать потенциал города. Почему мы так считаем?

Потому что, выходя из зала, десятки людей говорили примерно следующее:

  • Надо будет обязательно съездить в Плёс, посмотреть на всю эту красоту.
  • А, может, купить там домик или даже переехать туда жить и работать? Интернет есть, и от Москвы не очень далеко…
  • Вот ведь повезло Плёсу с главой, а Ивановской области с губернатором!

Перед нами конкретный результат работы по формированию имиджа города. Наша компания ранее не сотрудничала ни с администрацией Ивановской области, ни с городом Плёсом, поэтому наша оценка абсолютно беспристрастна. 


Что же нам так понравилось? Отметим ключевые моменты.

Позиция представителей власти. Открыл презентацию губернатор Ивановской области Михаил Мень. И не просто открыл, а убедительно, четко и с душой рассказал о городе, о планах на будущее, о том, что уже сделано, и как преодолеваются преграды.

Будем честны: НЕ каждый губернатор считает своим долгом принимать участие в презентации отдельного города, особенно если этот город не является столицей данного региона, и если на этой презентации нет мэра Москвы, членов Правительства РФ и других фигур подобной величины. При этом Михаил Мень участвовал в презентации от начала и до конца, дополняя выступления коллег и отвечая на вопросы журналистов.  А ведь мог бы извиниться и уйти через полчасика "по важным делам", как нередко делают другие руководители высшего ранга.

Концепция комплексного развития Плёсского курортного района "Республика Плёс". В рамках презентации прозвучали основные  идеи этой концепции, а сама концепция в печатном виде была роздана участникам презентации. Мы бы настоятельно рекомендовали руководителям администраций заполучить эту брошюру, поскольку она заслуживает внимания. Чем она примечательна:

  1. Формат А5 – удобно взять с собой, т.к. поместится в любую сумку.
  2. Черно-белое исполнение – возможно, это сделано из экономии, но тут есть и положительный момент. Очень часто буклеты территорий представляют собой дорогие сборники красивых фотографий с набором общих фраз о дальнейшем развитии. А здесь срабатывает полезный стереотип: "Автор не пытался развлечь читателя картинками, а сосредоточился на содержании". Вдобавок ее можно раздавать населению и гостям города – себестоимость издания минимальна, а дорогие буклеты в администрации, как правило, берегут и всем подряд не дают.
  3. 36 страниц текста – этого достаточно, чтобы подробно изложить идеи, и не слишком много, чтобы бросить чтение на середине. Опять-таки страницы меньшего размера читать приятнее.
  4. У концепции есть конкретный автор – глава Плёсского поселения Алексей Шевцов. Его имя указано на обложке, а на последнем форзаце приведена его биография и фото, что помогает "очеловечить" концепцию.
  5. Четкое структурирование текста (10 разделов с подразделами), выделение жирным шрифтом ключевых идей, облегчающее чтение и помогающее читателю не пропустить важные мысли автора.
  6. "Человеческий" язык – понятное и логичное изложение, без излишних премудростей, но и не примитивное.
  7. Ну, и конечно, само содержание концепции – неожиданное и интересное. Мы не будем ее пересказывать, поскольку считаем, что людям, занимающимся туризмом и муниципальным управлением, необходимо прочитать авторский текст. Приведем лишь один фрагмент:

"Важно обратить внимание на то, что задача расширения зоны действия факторов привлекательности города Плёса никоим образом не означает целесообразности механического расширения границ города и поглощения им окружающей сельской местности. Очевидно, что при механическом расширении города Плёса он, во-первых, перестает быть самим собой в архитектурном смысле, поскольку застройка неминуемо усложняется, уплотняется и перестает быть безмятежно-дачной. Во-вторых, ухудшаются условия жизни плесян: грибные и ягодные места удаляются из зоны шаговой доступности. Расширение зоны действия факторов привлекательности Плёса на всю территорию Плёсского городского поселения - это включение плёсских сел, деревень, лесов и полей в сферу туризма и инвестиций под общим брендом Плёса.

Образно говоря, город Плёс должен стать столицей игрушечной туристической страны, плёсские села и деревни – ее провинциями. На смену привычному сравнению города Плёса (3 кв. км вместе со спальными районами) с княжеством Монако (2 кв. км) должно прийти сравнение всего Плёсского поселения (92 кв. км) с республикой Сан-Марино (61 кв. км) или княжеством Лихтенштейн (160 кв. км). В своем развитии Плёсский курортный район должен стремиться к статусу образцовой русской системы расселения, к проекту идеальной Республики Плёс".

Очень четкое позиционирование Плёса и его конкурентных преимуществ в выступлении губернатора Михаила Меня и главы Плёсского городского поселения Алексея Шевцова. Как мы уже не раз отмечали в наших методических статьях и выступлениях, позиционирование – это не дорогой глянцевый буклет, полный восторгов о городе или регионе. Позиционирование – это короткие, но емкие фразы, четко бьющие в нужный городу стереотип. Ключевые акценты в позиционировании города Плёса:

  • Образцовый русский город, модное дачное место.
  • Город художников и творческой интеллигенции.
  • Центр реабилитации традиционного русского типа жилища – золотой бревенчатой избы.

Конечно, любое заявление вызывает у целевой аудитории ряд вопросов и сомнений – характерных стереотипов. При этом они не обязательно произносятся вслух, но присутствуют в мозгу слушателя и влияют на его восприятие. Поэтому очень важно, не дожидаясь "уколов" скептиков, дать ответы на эти типовые вопросы. Другими словами, в рассказ о городе, районе или регионе полезно сразу встраивать ответы на типовые опасения и страхи. Вот, как это было сделано представителями Плёса (сознательно или интуитивно – этого мы не знаем). 

Исходные стереотипы, характерные для жителей больших городов

Как отрабатываются в выступлении

Зачем нужна дача в Плёсе? Это же далеко! Кто туда поедет?!

Плёс – модное дачное место, где в качестве дачников поселились люди, известные всей стране. Точно так же, как было во времена Левитана и Шаляпина.

 

Тоже мне, модное место. Про Плёс никто не знает ни в России, ни в мире.

Крупнейший американский журнал «Travel and Leisure» (тиражом больше миллиона экземпляров) включил  Плёс в число самых очаровательных курортных местечек Европы.

 

Пока из Москвы выберешься по пробкам, выходные кончатся

Мы отремонтировали аэропорт в Иванове и сделали удобные рейсы для дачников: в пятницу вечером до Иванова, а в воскресенье вечером обратно в Москву. С появлением скоростных поездов добраться будет совсем просто.

 

Что такого особенного в природе Плёса?

 

В Плёсе можно очень хорошо выспаться благодаря необыкновенно свежему воздуху и тишине.

Вряд ли детям будут интересны все эти пейзажи и картины.

Многие говорят, что в Плёсе даже у грудных детей улучшается аппетит, и они лучше спят, т.е. это климатический курорт для детей, в т.ч. грудного возраста.

 

Волга – это хорошо, но у нас много городов на Волге, в чем здесь уникальность?

Ширина Волги в Плёсе 700 метров, причем это абсолютно ровное течение без шлюзов, а Плёс расположен как раз посреди 400 км-ого отрезка. Причем река здесь похожа на дореволюционную Волгу -  такая же застройка по берегам. Идеальные условия для яхтенного туризма.

 

Летом еще ладно – Волга, грибы, ягоды, а зимой что делать?

Зимой в Плёс приезжают ради белого снега и морозного воздуха. Еще с советских времен была известна наша лыжная трасса на 10 км. А сейчас мы готовим горнолыжную трассу, причем на естественных волжских склонах, без искусственных насыпей.

В межсезонье здесь наверняка тоска смертная, народу никого...

Много гостей приезжает на праздники. Здесь особая атмосфера: тихое Рождество и студеное Крещение, Светлая Пасха. Самые предприимчивые уже забронировали себе места на следующий Новый год. В феврале на масленичной неделе проводится гастрономический фестиваль утки, куда съезжаются повара из Иванова, Москвы, Питера, и даже из-за границы.

 

Так называемые праздники и фестивали в небольших городах – это либо примитивный концерт местной самодеятельности, либо ложки-матрешки под водку

 

В Плёсе проводится Фестиваль льняной моды, в жюри которого входит Вячеслав Зайцев, наш земляк. В этом году он проведет свой мастер-класс. В Плёсе проходит кинофестиваль имени А.Тарковского «Зеркало»; джазовый фестиваль Plios jazz festival, международный Шаляпинский фестиваль и т.д.

Интересно, а известные художники согласны с тем, что Плёс – город художников?

В Плёсе реализуется крупнейший проект известного на весь мир Музея личных коллекций. По мнению организаторов, выставлять работы в Плёсе лучше, чем в Москве - здесь для них более естественная и гармоничная среда.

В Плёсе есть единственный в мире Музей пейзажа. Запущен проект совместных пленэров российских художников и художников южного Средиземноморья.

 

Наверняка в реальности это обычный город для разового посещения: приехал, посмотрел, уехал и забыл

 

После проживания в домашних гостиницах Плёса половина гостей принимает решение или купить здесь дом, или развивать в Плёсе свой бизнес.

Все ясно, как и везде, отремонтируют центр города, а чуть вглубь зайдешь – грязь, нищета и спивающееся мужское население...

Мы хотим развивать европейскую модель туризма, т.е. когда туристы приезжают в город не для того, чтобы посмотреть какой-то отдельный выдающийся объект, а чтобы наслаждаться образом жизни городка, наблюдать за тем, как здесь живут люди, чем занимаются.

 

Мы против отдельных резерваций, декораций для туристов и «потемкинских деревень». Плёс должен стать образцовым русским городом, причем весь город целиком, а не какая-то его часть.

 

К сожалению, во всех красивых местах неминуемо появляются коттеджи-замки, которые портят всю атмосферу...

С развитием города-курорта придется ужесточать архитектурный контроль и контроль за землепользованием. Наш ориентир – это экодеревня, а не коттеджные поселки. Будем стараться возрождать старинные деревеньки, т.е. чтобы состоятельные люди интегрировались в существующую ткань поселка, а не отгораживались 6-метровыми заборами, как в Подмосковье, где фактически отсутствует социальная среда: соседи друг друга не знают и не общаются.

Еще одно любопытное позиционирование Плёса - Неизвестный уголок Золотого Кольца.

Те, кто был на нашем семинаре в рамках выставки MITT-2010, посвященном туристической и инвестиционной привлекательности территории, помнят наш тезис о том, что для не очень известных городов полезно встраиваться в уже "раскрученные" туристические маршруты и сопоставлять себя с брендами №1. Плёс – как раз такой пример. Хотя официально он входит в маршрут Золотого Кольца, но в последние лет десять его редко включали в базовые туры. Причем свое вхождение в маршрут по Золотому Кольцу Плёс проиллюстрировал с помощью специальной графической эмблемы (к сожалению, нет возможности привести ее здесь) и наглядных карт-маршрутов, ясно показывающих, что следуя из Суздаля в Кострому, обязательными для посещения являются города Иваново и Плёс.  Хороший ход – разместить на обороте карты краткие описания главных достопримечательностей всех точек на маршруте.

Понравилось нам и выступление хозяйки русско-французского гостевого дома в Плёсе «Частный визит» Елены Маньенан о том, как принимают гостей в их доме, почему туристы едут в Плёс, в чем секрет успеха гостевого дома и т.п. Давая возможность выступить  представителям турбизнеса, организаторы презентаций получают целый ряд плюсов:

  1. люди "от бизнеса" почти всегда воспринимаются как противовес властям, поэтому им склонны верить,
  2. эти люди обычно приводят ряд смачных примеров, которые хочется пересказывать,
  3. эмоциональные выступления хорошо разбавляют официальные речи представителей властей разных уровней,
  4. это еще одна демонстрация сотрудничества власти территории с бизнесом.

Вниманию скептиков

Следует подчеркнуть, что своим успехом Плёс во многом обязан поддержке областных властей, которые на протяжении последних 4 лет вкладывали в развитие города ежегодно по 50 млн руб. из регионального бюджета, а под празднование 600-летия привлекли федеральное финансирование на создание и обновление инфраструктуры в размере 300 млн руб. Добавим сюда очень активную позицию Главы городского поселения Плёс, владеющего рядом туристических объектов в Плёсе. 

На вопрос о низкой доходности туризма и сопутствующих издержках для муниципалитетов губернатор Михаил Мень ответил следующее:

"У нас первоочередная задача – это занятость. Сейчас у нас практически нет безработицы, все жители Плёса вовлечены в туризм, есть даже некоторый дефицит кадров. Сперва надо, чтобы корова стала полной, а потом уже браться ее доить.  Мы не отделяем туризм от жизни города, мы хотим, чтобы туризм стал частью собственной жизни жителей, тогда совсем другое отношение будет. К сожалению, мы не можем развивать сразу все города Ивановской области. У нашей области сложный бюджет. Начали с Плёса, поднимем его, потом на очереди Палех, Юрьевец, Холуй. Последовательно город за городом".

Последним аккордом данной презентации стало обещание Михаила Меня: "Через 2-3 года мы сделаем Плёс курортом №1 Средней Полосы России".

Вот так, четко и понятно. Суждено ли сбыться этим планам, и не превратится ли Плёс в дачный курорт для элиты, покажет время. И даже если то, что было сказано в рамках презентации, отличается от того, что есть в действительности, нужно признать: власти Плёса и Ивановской области умеют презентовать свои конкурентные преимущества. И этому у них стоит поучиться.

Написать автору: nm@concretica.ru

См. также:

Книга Н.Макатровой "Как привлечь туристов и стать туристическим брендом в России. 420 примеров и профессиональных советов" >>


<- назад в: Публикации