КОНКРЕТИКА

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР (ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР)

 


Сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

 

Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории  на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:

  • повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
  • стимулирования инноваций,
  • стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

«Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

По М. Портеру, кластеры вырастают гидрокостюм для подводной охоты купить запчасти Hyundai Hd78 Санкт-Петербург, d6br d6da d8ax только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса. Классическими примерами считаются кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия)».

Демидов Н., От сложения к умножению, журнал «Эксперт Северо-Запад», 2008 г., N 22.

ПРИМЕР. «Челябинская область и Республика Башкортостан отныне будут не конкурентами, а партнерами в сфере въездного туризма и станут развивать эту отрасль под общим брендом «Урал». Решение об этом было принято на открывшемся сегодня, 6 декабря, на Южном Урале VII Уральском инвестиционном форуме. С идеей создания общего туристического кластера, через который будет координироваться деятельность по раскрытию инвестиционного потенциала туристической деятельности в макрорегионе и его продвижению на внутрироссийском и международном рынках, выступила башкирская сторона. По ее же мнению, которое было поддержано челябинцами, в кластере разумно участие и Свердловской области.

Комментируя новый проект, первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов отметил, что представление о том, что регионы Большого Урала должны конкурировать между собой в туристической сфере, показало свою несостоятельность. «Необходимо объединить ресурсы, для того чтобы на качественном уровне предоставить туристам возможность получить все разнообразие отдыха на Урале», - отметил вице-губернатор».

Источник: www.ura.ru

ПРИМЕР. «Губернатор Сергей Митин рассказал журналистам федеральных СМИ на пресс-конференции в РИА «Новости» о перспективных планах экономического развития Новгородской области. Основная задача в сфере развития туризма – это формирование туристско-рекреационных зон, то есть создание высокоспециализированных, высококлассных зон отдыха и лечения на территории области. Уникальная природа и экология региона позволяют выделить до 10 таких площадок, каждая из которых занимает не менее 200 га. Сейчас рассматриваются  4 такие площадки – в Окуловском районе, на Валдае, озерах Селигер и Ильмень. […]

Концепция развития туристско-рекреационной зоны «Валдай» предусматривает создание узнаваемого и известного бренда и привлекательного имиджа территории, комплексное освоение территории, развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры».

Источник: www.news.novgorod.ru

См. также:

Книга Н.Макатровой "Как привлечь туристов и стать туристическим брендом в России. 420 примеров и профессиональных советов" >>

Практический семинар "Как создавать и продвигать бренд территории. Российская практика" >>

Бренд региона | Бренд края

Туристический бренд

Туристическая привлекательность региона


<- назад в: Публикации