КОНКРЕТИКА

Туристический логотип Саратова: комментарий "Конкретики"

Надежда Макатрова

Студия Артемия Лебедева разработала туристический логотип Саратова.

В основе логотипа фраза "Люблю бывать в Саратове". По мнению разработчиков, эта фраза вызывает доверие и располагает к городу. "Ведь если кто-то так говорит, значит, там действительно есть что-то стоящее!". В логотипе города слились воедино буква "в", бинокль, ключ и сердце.

В кратком руководстве по использованию логотипа сказано, что "цель этого проекта – представить город открытым, дружелюбным и интересным местом и пригласить людей провести здесь выходные или несколько дней во время отпуска. Туристический логотип Саратова – это текстовый знак, призванный создать в глазах путешественников привлекательный и успешный образ города".

Вообще говоря, оценивать логотипы городов с профессиональной точки зрения – дело неблагодарное и не всегда корректное, поскольку мы не знаем, как именно Заказчик сформулировал техническое задание Исполнителю, и какую идею должен был донести разработчик визуальной символики. Поэтому мы поделимся своим кратким комментарием об этом логотипе с обывательской точки зрения, т.е. с точки зрения потенциального туриста.

Фраза, которая используется в логотипе, действительно живая, "снятая с языка", что, безусловно, хорошо, т.к. включает полезный стереотип. Было бы гораздо хуже, если бы она была пафосно абстрактная, к каким, увы, часто прибегают в подобных случаях. Существенный недостаток выбранной фразы, на наш взгляд, заключается в том, что она никак не отражает особенности Саратова и вполне сгодилась бы для сотни-другой российских городов и деревень. А это есть недостаток. Повторимся: мы, увы, не знаем, как именно Заказчик формулировал задачу Исполнителю, и какую генеральную мысль о городе, или message, как принято говорить, нужно было отразить в слогане. После фразы "Люблю бывать в Саратове" явно просится расшифровка, объясняющая такую привязанность. Возможно, она в каком-то виде предусмотрена, но об этом ничего не известно.

Радует современная стилистика шрифта. Она настраивает на немного легкомысленный и веселый лад, что в случае с Саратовом вполне уместно. Такой шрифт и значок будут симпатично смотреться на сувенирной продукции, что важно. Ведь, по большому счету, использование логотипа в рекламно-сувенирной продукции – это одно из его ключевых назначений. Специальный шрифт избавляет от ощущения (увы, часто присутствующего в сувенирных лавках), что сувенир "сляпали по-быстрому" из того, что было.

Значок сердце-ключа, по правде сказать, не очень понятен без специальной расшифровки. Но, возможно, это субъективное восприятие. Прочитав пояснение,  вспоминаешь, что раньше в старых сервантах и горках у наших бабушек и дедушек действительно были такие ключики. Этот знак также напоминает детские ножницы. А вот на сердце он не очень похож. Скорее, на ум приходит сравнение с другими частями тела Smiley, но, как говорится, каждому свое.

Если исходить из практики, то значок, вообще говоря, не так уж и важен. Ведь не из-за логотипа туристы отправляются в путешествие. Им, по большому счету, вообще все равно, как выглядит логотип города. Конечно, идеальный вариант – когда в логотипе находит отражение образ и символы города, когда логотип является продолжением той идеи, которую город несет туристическому рынку. В данном случае какой-то четкой идеи не просматривается. Побывав в Саратове 2 года назад, лично я не могу объяснить, что именно из увиденного мною в городе этот логотип характеризует. Возможно, он характеризует некое будущее города, но какое, не очень понятно.

Получается, что логотип все-таки не очень хорош? Ответ на этот вопрос зависит от того, как увязаны впечатления, полученные туристом от города, с этим логотипом. Если эта тема бинокле-сердце-ключа будет в том или ином виде повторяться в турпродукте и в городской среде, "вбивая в голову" туристу желаемую ассоциацию, то логотип хорош. А если логотип - сам по себе, а городской турпродукт и атмосфера - сами по себе, то логотип требует доработки. Но тут есть и финансовый нюанс: окупит ли продажа сувениров с новой символикой затраты на разработку логотипа? Какой объем бесплатных рекламных и информационных публикаций получит город или регион, заказав разработку логотипа известной компании? Это ведь тоже определенный выигрыш в продвижении города.

И наконец, если создание и обсуждение логотипа города вдруг подхлестнет к активности городское сообщество, взбодрит власть, послужит толчком для каких-то любопытных культурных или социальных проектов со стороны жителей или бизнеса, то это успех. И неважно, ключ у нас с биноклем в качестве логотипа или детские ножницы.   

Напоследок еще одна рекомендация. На наш взгляд, неправильно ждать от команды дизайнеров и копирайтеров того, чтобы они самостоятельно сформулировали ключевую идею позиционирования города или региона. Это не их задача. Вероятно, чудеса с точным попаданием случаются, но крайне редко. Ключевую идею позиционирования города на туристическом рынке и его продвижения должен сформулировать сам город или регион в лице заинтересованных сторон (власть, бизнес, жители, инвесторы и пр. с привлечением внешних экспертов или без них) с опорой на стратегию развития туризма. А потом уже эту идею, подкрепленную аргументами, нужно донести до дизайнеров и копирайтеров, чтобы они профессионально облекли ее в красивую форму.

По нашему ощущению, Саратов пока не определился с тем туристическим предложением, которое он хочет донести до целевых аудиторий, т.е. не ответил для себя на вопросы: Каких туристов мы ждем? Что конкретно мы можем им предложить? Чем наше предложение будет принципиально отличаться от предложений соседних городов? Отсюда и результат.

Написать автору: nm@concretica.ru

Опубликовано 09.09.2014 г.

Читайте также:

  1. Комментарий Надежды Макатровой о брендинге городов и регионов в России.
  2. Комментарий Надежды Макатровой http://www.concretica.ru/publications/single/article/8/771/ "Колобок как бренд региона: ЗА и ПРОТИВ"
  3. Книга Надежды Макатровой "Как развивать туризм в России. Диалоги с практиками" (2014 г., 472 стр.)

<- назад в: Публикации