КОНКРЕТИКА

Евгений Бариеников: Хороший тренер умеет подобрать ключик к ученику. Он в цепочке обучения всегда ищет недостающие звенья.

В продолжение темы о гоночном спорте - о таланте педагога, о факторе группы, о том, как сдвигать границы опасных ситуаций, и почему профессионалу нельзя ввязываться в борьбу с непрофессионалами, мы поговорили с Евгением Михайловичем Бариениковым

Бариеников Евгений Михайлович, профессор кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта. Молодежи и Туризма (ГЦОЛИФК), кандидат педагогических наук, мастер спорта России международного класса, защитил диссертацию по контраварийной тренажерной подготовке для автоспортсменов и водителей всех категорий транспортных средств. Является заместителем директора ЦВВМ по учебной работе, преподаватель высшей категории. Под руководством профессора Э.С. Цыганкова разработал метод групповой подготовки для военных водителей на автомобилях БТР, Урал, УАЗ, Камаз для действий в зонах боевых конфликтов и в антитеррористических операциях. Проводит подготовку спецподразделений РФ и стран СНГ. Разработал уникальную педагогическую технологию «Метод группового обучения» кандидатов в водители без нахождения инструктора в кабине учебного автомобиля. Занимается открытием региональных ЦВВМ и подготовкой для них преподавателей.

 

В каком возрасте приходят в гоночный спорт?

Все по-разному. Спортсмены-профессионалы начинают с 4-х лет. В этом возрасте надо заниматься картингом, если хочешь стать Чемпионом Мира и иметь выдающиеся результаты. Иначе высоких вершин достичь не получится. Вне зависимости от вида, если поздно начнут, ни раллист не добьется высоких результатов, ни кольцевик не сможет стать профессионалом. Будущему пилоту «Формулы-1» надо начать с картинга: в этом возрасте будут видны физические качества будущего спортсмена.

 

В чем особенности тренерской работы в гонках?

Работа тренера начинается с раннего возраста. Знание возрастной психологии и физиологии позволяет сформировать у спортсмена знание, умения и навыки,  выявить, к какому виду спорта есть наклонности – ралли или кольцевые гонки. Педагог может понять, насколько способен человек бороться за победу, тестирует ученика по разным параметрам, изучает психологию, чем питается, как себя ведет, какой образ жизни, чтобы определить вкладывать ли ресурсы в него. Важно понять, как самоорганизовано обеспечение результатов. 50% зависит от самого спортсмена, 50% от менеджмента, от команды – тренера, психолога, техников и другого обслуживающего персонала. Это совместная работа. Из множества людей появится 1-2 талантливых ученика, и на них будет работать вся команда.

 

Из каких спортсменов получаются тренеры?

Далеко не все спортсмены могут учить других. Нетворческий человек однозначно не сможет. В спорте надо быть профессионалом и получить физкультурное образование. И главное, у педагога должен быть талант.

 

В чем заключается талант педагога?

Каждый по своему трактует эти вещи. В нашем понимании - нет плохих учеников, есть плохие учителя. Если педагог не может донести до сознания ученика то, чему он должен научить, то перед нами неважный педагог. Не ученик виноват, а виноват педагог, который не может найти ключик к ученику. Талант заключается в том, насколько человек сумеет найти ключик. Ученики разные, один хорошо обучаемый, другой – не очень, а знания донести нужно. В цирке медведя учат ездить на автомобиле. Значит, можно животных научить действиям определенным, а человек сам по себе, по природе обладает высокоорганизованным мышлением. Случается так, что психологи говорят, нельзя человеку ездить на автомобиле. Такого действительно трудно обучать, но научить его ездить можно. Да, он будет хуже ездить, надо предвидеть, насколько он будет опасен и адекватен в дорожном движении, насколько правильно будет принимать решения.

 

То есть обучить вождению можно всех?

Мы говорим о принципе, подходе. Мы можем дать знания, сформировать умения и навыки, но не факт, что человек сможет использовать их, в той или иной опасной ситуации. Нужно много времени, терпения, нужен талант педагога, чтобы научить человека адекватно действовать в критической ситуации. Я учился у профессора Цыганкова, а как обучать, учусь до сих пор. Педагоги делятся на тех, которые могут творить, и тех,  кто не может творить. Надо различать педагогов-методистов и педагогов-тренеров. Можно дать человеку план: порядок выполнения упражнений, например тренажерную подготовку. Но это мой план - тренерский, а есть индивидуальные задачи. Если тренер, когда обучает, не видит ошибок ученика, он не творческий, сложно говорить о его таланте педагога. Тренер должен в каждой подготовке, на каждом этапе видеть звенья недостающие, искать, как их соединить, как соединить навыки и знания. Талант педагога не сухая методика. Надо понимать, кто перед тобой находится, подсказывать, что-то убирать в методике, что-то добавлять.

 

Какими качествами спортсмены должны обладать?

Приведу пример. Когда выступал в велосипедном мире, были титулы, звания, мы с молодыми гонщиками  часто выезжали на соревнования на превенство «водокачки». Понятие «водокачки» заключается в следующем: каждый коллектив предприятия в советское время имел свою команду, даже в  «Водоканале» был свой спортивный коллектив. Чем хороша была система СССР? Там массовость развития физкультуры и спорта происходила из ячеек производственных коллективов. Люди занимались спортом и физкультурой, были свои команды. Порой такие производственные команды соревновались с профессиональными сборными командами. Я всегда говорил так спортсмену из сборной: если приезжаете в коллектив, против вас – все, сильный спортсмен не может проиграть. Он обязан выиграть, тем более, у непрофессиональной команды или спортсмена. Это должно быть в характере. А задача тренера - каждому объяснить, даже непрофессионалу, в чем его ошибки и как их исправить,  - это педагогический талант. Педагогика – это путь от простого к сложному. Переломить установки бывает сложно. Нужно столько проявить гибкости, таланта, чтобы через знания, умения и навыки что-то исправить, чтобы ученик умел выполнять двигательные действия, понимать, когда он находится в опасной среде. Например, в профессиональном спорте важен фактор группы. Это особый фактор. Некоторые боятся группы, им страшно, что начнут делать много замечаний, давать критические оценки. Во время обучения не надо бояться ошибаться, так как это поможет ученику разобраться в своих ошибках, и в тоже время его научат исправлять эти ошибки через формирование защитных приемов, которые он может применить в той или иной критеской ситуации.

 

А какой подход к непрофессионалам?  

Задача тренера - каждому объяснить, в чем его ошибки,  - это педагогический талант. Непрофессионалов сначала учим видеть ситуацию вокруг себя, понимать ее. Так формируется умение слышать и слушать, смотреть за поведением автомобиля. После этого в реальной жизни проблемы становятся понятными и читаемыми. Ученик отодвигает сам границы страха, потому что готов к разным ситуациям, готов к агрессивной среде, которая всегда готова напападать. Человек, не понимающий границ, не понимает, что происходит. Взять, к примеру, посадку за рулем у водителей. Посадка – это готовность к действию в экстремальных условиях. Если человек не в позе готовности, он  может совершить или попасть в аварию. Это не значит, что он обязательно в нее попадет, но вероятность увеличится. Это особенно важно в экстремальных ситуациях, когда возникает дефицит времени для принятия решений. Профессионал – человек, который не имеет право попадать в аварию, потому что предвидит ситуацию.  

 

Если произошло непоправимое – гонщик разбился на трассе. Как это пережить?

В гонках есть такая составляющая - экстремальная среда. Риски высокие, и об этом знают тренеры и спортсмены. Прежде всего, надо разобраться, в чем была ошибка. Первые 10 дней самые сложные. Особенно тяжело общаться с родственниками. У нас принцип – не искать виноватого, тренер обязан анализировать ошибки спортсмена и свои собственные, чему следовало бы уделить больше внимания. Потом приходится включаться в работу. В любом случае, прежде чем выпускать спортсмена на соревнования, смотрят на его психологические показатели. В поведении человека есть цикличность – некоторое время спортсмен на подъеме, потом его энергия идет на спад. В профессиональном спорте можно сказать, когда есть смысл  вкладываться в человека, а когда нет, когда спортсмен на подъеме жизненных сил, а когда кривая идет на спад. Этот фактор учитывается при подготовке к соревнованиям. И не только. Например, в кортеже сопровождения первых лиц самое ответственное место – «хвостовик». Помимо спортивной подготовки, есть психологическая, и психологи скажут, сможет ли человек занять это место или нет. Потому что роль замыкающего – контролировать одновременно сразу несколько вещей, это психологически сложно, далеко не все способны. Задача-максимум – распознать опасность до ее появления и предпринять действия. Одни люди могут распознать на ранней стадии и спрогнозировать поведение, другие не могут. В соответствии с этим определяются роли при подготовке профессионалов, работающих в боевых условиях.

 

В спорте и не только в спорте есть такая опасная черта, как самонадеянность. В чем она проявляется?

Самонадеянность проявляется в том, что человек знает и понимает ситуацию поверхностно. Как правило, такие люди всегда доказывают, что они правы, любят спорить, соперничать. Это означает, что он не готов к действиям. Приходится разбираться подробнее в ситуации со спортсменом, чтобы он понял. Ему надо объяснить и показать, что является предвестниками опасности. Очень многое в этой ситуации зависит от тренера. Молодой тренер, если не владеет достаточными навыками, не знает возрастную психологию, физиологию, он может сломать спортсмена, увеличить нагрузку или, наоборот, недозагрузить. Из-за этого не только страх возникает, особенно у детей, но и травмы. Тренер обязан остановить, если спортсмен не подготовлен, а лезет в бой.

 

В чем выражается профессионализм спортсмена?

Чем более профессионален спортсмен, тем он более осторожен. Это не означает, что спортсмен не рискует. Он должен постоянно выходить из зоны комфорта, рисковать, иначе результат не получит. Но действия его должны быть обдуманными. Чем больше профессионализм водителя, тем он более предсказуем. У такого нет права попасть в аварию, потому что профессионал обязан видеть предвестников аварийной ситуации. Профессионализм предопределяет возможное развитие событий. Нам требуется год поработать с водителями, обучить их, чтобы они достигли мастерства водителя с 15 летним стажем. Это кропотливая работа тренера и самого водителя. Приведу примеры с единоборствами. Раньше единоборцам было строго-настрого запрещено вмешиваться в уличные драки, за это была уголовная ответственность. Это означало, что спортсмен не готов правильно оценить ситуацию. Пусть его унижают, обижают, плюются ему вслед, он должен уйти, убежать, но не ввязываться. Он как профессионал, обязан понимать, что любители недооценивают ситуацию. Задача тренера – подготовить к этому спортсмена, объяснить ему. Хочешь драться – дерись на ринге, а в уличной драке ты не имеешь право применять силу.

16.01.2014                   

Интервью подготовила

Блашенкова Вера

vb(at)concretica.ru

 

 


<- назад в: Публикации