КОНКРЕТИКА

Продвижение и брендинг городов для начинающих

Вера Блашенкова

«Кризис, надеяться не на кого, вот-вот начнутся массовые сокращения. Что-то надо делать…» Иногда создание бренда территории начинается именно с этого. Очень хорошо, если удалось проштудировать не один десяток статей, книг и сайтов в интернете, изучить положительный опыт. Еще лучше, если собрали местных предпринимателей, руководителей предприятий, учреждений, выложили им как на духу перспективы развития (особенно если они безрадостные), и вместе с ними задумались, в какую сторону двигаться. Решения найдены, и одно из них сделать город узнаваемым.

Кому мы хотим показывать наш город или район

Традиционный ответ «всем, кому интересно» не подходит. Во-первых, любопытных и любознательных граждан на все города не хватит (тем более, какие-то города существенно более известны). Во-вторых, мобильность населения в России низкая. В-третьих, мы не хлеб, чтобы всем нравиться. Поэтому начнем с вопроса: а мы действительно знаем, кому интересна наша территория уже сейчас? Опыт компании «Конкретика» показывает, что очень многие города и районы не знают, кому они интересны. Да, не удивляйтесь. Сплошь и рядом встречается ситуация, когда гостиницам и музеям неизвестно, из каких мест к ним приезжают гости, а турфирмы не ведут статистику групп. Что уж говорить о более сложных средствах сбора статистики, таких, как запрос информации о роуминге у мобильных операторов и использование данных видеорегистраторов.

Итак, проанализируйте, кто уже сейчас приезжает к Вам в город или в район: какие это люди или группы, откуда они едут, что они посещают, где и на какое время останавливаются, что заставляет их задержаться, могут ли они кому-то порекомендовать сюда приехать.

Что касается музеев, предприятий, администраций и прочих официальных присутственных мест, есть простейшее средство «2 в 1», которое позволяет не только узнать, откуда человек приехал, но и получить положительный отзыв. Так, в Музее купеческого быта г. Козьмодемьянска (Республика Марий Эл) - есть мини-ритуал написания отзыва об экскурсии и музее.

Итак, вернемся к основному вопросу. Все-таки кому мы будем показывать наш город или район, а также, зачем и как. Одно дело, если это будут друзья и родственники, приехавшие в гости. Несколько иное, если коллеги по работе. А если в город приедет делегация из Министерства регионального развития или предприниматели из Австрии?

Давайте уточним, кто именно должен узнать о нашем городе? Ответ «ВСЕ» не годится. Будем точны и предельно конкретны.
Владельцы предприятий из соседних регионов или из богатых регионов?
Депутаты Госдумы из соседних регионов или представляющие наш регион?
Семьи с детьми, собирающиеся выехать на выходные, или семьи, выезжающие в отпуск?
Будущие студенты или будущие школьники?
А может быть это учителя физики или оценщики?

В зависимости от того, кто должен заинтересоваться нашей территорией, мы определим, что именно мы будем показывать и как. «В нашем городе и показать-то особенно нечего», - скажет  кто-то. Такое случается, и все же постарайтесь проявить фантазию. Давайте рассмотрим некоторые примеры. 

Что будем показывать

Как правило, в городе есть типовая экскурсионная программа, которую предлагают всем, увы, без учета пожеланий и интересов целевой группы. Если же Вы только задумываетесь о том, чем можете стать интересны, тогда стоит учитывать  общепринятые правила, добавляя изюминку. Наша задача – выделиться и запомниться.
Стандартными объектами показа для инвесторов являются успешно работающие предприятия и организации, пришедшие в город или район; готовые инвестиционные площадки, объекты размещения и питания, а также туристические достопримечательности. С собой надо обязательно иметь инвестиционные предложения, о которых можно кратко рассказать в дороге.

Итак, к примерам.
Если Вы хотите подчеркнуть инновационность, продемонстрируйте современный формат  оказания госуслуг. Например, это может быть современный многофункциональный центр по оказанию госуслуг, как в Братске (Иркутская область).

Впечатляет, что в далеком сибирском городе обслуживание населения  осуществляется по стандартам коммерческих структур (рядом находится Сбербанк и легко можно сравнить, как обслуживают клиентов в банке и как это делают органы муниципальной власти). Возможно у Вас нет центра, зато из города можно напрямую обратиться в администрацию президента (в Братске, к примеру,  есть специальный терминал, такие же терминалы есть в ряде городов Урала и т.д.).

Сразу учитывайте, то, что может удивить в среднем и небольшом городе, едва ли вызовет интерес в городе-миллионнике. Стандарты для миллионников иные, здесь МФЦ – норма, а не инновации. 

Вы также можете провезти потенциальных инвесторов по предприятиям, которые эффективно работают, являются лидерами в своей отрасли или в регионе (разумеется, согласовав этот вопрос с предприятиями). Например, в Таганроге (Ростовская область) особого внимания заслуживает предприятие «ЛЕМАКС». На нем не только установлено самое современное оборудование в мире для изготовления бытового газового оборудования. Само по себе предприятие – история, руководство,  система ценностей, трудовой коллектив,  - представляют большой интерес для тех, кто стремится стать лидером на рынке. Вас могут удивить плакаты, очень напоминающие советское прошлое, и улыбающиеся рабочие, которые уважительно относятся к руководству не только на людях.

А еще территория предприятия представляет собой город, где улицы носят имя особо выдающихся передовиков-производства.

Приглашая предпринимателей, учитывайте, что в большинстве своем это мужчины, которым могут быть интересны «стрелялки» и объекты военной тематики. Например, большой популярностью во Владивостоке (Приморский край) пользуется подводная лодка.

Вы также можете подчеркнуть возможности сотрудничества с городами-побратимами. В частности, во Владивостоке есть весьма интересный сквер.

Даже необычно оформленный магазин может стать объектом показа. Как, к примеру, магазин для мужчин «Ёж» во Владивостоке.

Да, Владивосток большой город, но возможно в Вашем городе или районе есть примечательный небольшой магазинчик или гостиница, а может быть даже туалет. Поверьте, он также может стать достопримечательностью и важным остановочным пунктом. И не столько в Вене (там данное заведение можно отнести к искусству), сколько в российских небольших городах. 

Развивайте тему бытового обслуживания, если демонстрировать особо нечего. Например, нас поразила аптека Барнаула (Алтайский край), в которой совмещается музей и одновременно разнообразные лечебные и косметические сувениры для гостей.

При организации экскурсии учитывайте, что гости хотят увидеть то, что отличает Вашу территорию от других. Например, почти в каждом купеческом городе есть музей купеческого быта. А Музей Остапа Бендера, что в Козьмодемьянске (Республика Марий Эл), встречается редко, этим он и любопытен.

Небольшой город Козьмодемьянск известен не только музеями, но еще и тем, что каждая третья российская розетка изготовлена именно здесь. Увы, пока это никак не обыгрывается.

Увлекательными могут стать природные объекты. В Хвалынске (Саратовская область) есть не только горнолыжный курорт и музей Петрова-Водкина, но и экотропы в природном парке.

А в местном зоопарке наряду с живыми объектами показа, Вы можете увидеть рукодельные.

Найдите то, что является эксклюзивом. Это могут быть лотосы, как в селе Андреевка (Приморский край).

Или каньон в Усть-Илимске (Иркутская область), когда облака проплывают под ногами! А если целевая группа родители с детьми, то вполне подойдет уголок Бабы-Яги в школе искусств Усть-Илимска, в котором, вероятно, больше сотни разных Бабок-Ежек.

И конечно, стоит помнить о сувенирах. Сегодня гости весьма избалованы, поэтому большой популярностью пользуется съестное. Например, Башкирский мед

Приятно удивил закуток в одном аэропорту с астраханской рыбной продукцией. Сувениром даже может стать подсолнечное масло, которое производят в славном городе Марксе (Саратовская область).

Город с таким необычным названием славится еще моделями-игрушками автомобилей, пивом и воблой:

Думаем, в годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции саратовский Маркс будет пользоваться популярностью, особенно, если им заинтересуется ведущий передачи «Капитал» на канале РБК Сергей Лисовский Smiley.

Возможно, в Вашем районе есть редкие или старинные музыкальные инструменты, игра на которых удивит гостей. В одном из районов Марий Эл это оказались гусли.

И, разумеется, если рядом с Вами живут известные люди, то едва ли о них надо умалчивать. В Бураново (Удмуртская Республика) бабушки настолько популярны, что во время репетиции сельского праздника, дети подбегали к ним и просили ставить автографы на руках и на футболках.

 
Как показывать: некоторые сложности и пути решения

К сожалению, далеко не всегда легко разглядеть полезные ресурсы самостоятельно, к тому же возникает немало сложностей в продвижении своих «изюминок». К числу часто встречающихся трудностей можно отнести отсутствие технологии работы с потоком и «глюки» в планировании. В результате, не учитываются «естественные ограничители». Например, Бурановские бабушки в силу плотного графика и физических возможностей не могут  принять большой поток гостей, следовательно, надо менять технологию приема.  К числу ограничителей могут быть отнесены сезонность (лотосы цветут ограниченное время), физические ограничения (не все гости могу взобраться на высокую гору), временнЫе ограничения (автобусная остановка или остановка катера длится не так долго, а достопримечательность находится далековато), малая пропускная способность (посещение особо охраняемых территорий ограничено, т.к. природе может быть нанесен ущерб), отсутствие предпринимательского опыта у культурных работников: энтузиастам из библиотеки или дворца культуры сложно вести бизнес. 

Мы надеемся, что Вам поможет опыт города Вятские Поляны (Кировская область), который стартовал в сложной нише этнотуризма. Первыми результатами поделилась начальник управления социальной политики администрации г. Вятские Поляны Марина Пислегина. Вятские Поляны относится к числу моногородов. Оценив существующие ресурсы, власти пришли к выводу, что многонациональность города может стать отправной точкой (в городе проживают русские свыше 55%, татары ок. 20%, удмурты и марийцы). Благодаря реализации нескольких муниципальных программам, были  созданы фольклорно-этнографический ансамбль «Рождественское село» и национальные коллективы татарский «Кояш», удмуртский «Чипчирган», марийский «Пеледыш», детские коллективы при взрослых национальных коллективах. Естественно, на начальной стадии никто не верил, что культура может как-то оживить городскую жизнь. Но постепенно ситуация менялась: в городе стали проводить Дни национальных культур, фестивали, национальные праздники (Масленица, Сабантуй, Большие Спасы, День Петра и Февронии, Каз Омесе, Науруз, Пеледыш), на которые сначала приходили только близкие родственники участников коллективов, а затем стали съезжаться жители соседних деревень и городов. Постепенно мероприятия становились все более масштабными. Теперь город принимает гостей из других регионов. Тогда был сделан следующий шаг – организация специальных программ, ориентированных на туристов выходного дня и на корпоративы - «Посиделки в  горнице», «Маланьина свадьба» и др. Вот так был создан сначала небольшой туристический поток, который со временем запустил развитие сферы услуг. Конечно, это лишь небольшой шаг вперед, но весьма уверенный. Фото с праздников Вы можете посмотреть на официальном сайте администрации города. Например, здесь http://www.admvpol.ru/city/photogallery/89/

В заключении хотелось бы пожелать успехов и удачи всем тем, кто вопреки кризису и другим многочисленным сложностям, старается сделать наши города и села красивыми, удобными и уютными.

А для тех, кто дочитал до конца, полезность о том, где можно искать гостей. Обратите внимание, крупные консалтинговые компании (их список есть в рейтингах, которые публикует журнал "Эксперт"), особенно специализирующиеся на аудите, правовых и бухгалтерских услугах регулярно проводят семинары вне Москвы. Например, компания «Что делать Консалт» нередко проводит выездные обучающие семинары - http://www.4dk-seminar.ru/othercountry.html. Возможно, таким компаниям будет интересен Ваш город или район.

Желаем удачи!

Чем мы можем помочь:

• Книги Н.С.Макатровой и В.С.Блашенковой о привлечении туристов и создании бренда территории
• Участие в качестве эксперта представителя компании в «круглом столе» - по договоренности + оплата проезда и проживания
• Участие в качестве модератора  «круглого стола» представителя компании 15000 руб. + оплата проезда и проживания
• Практикум вместе с Вашими сотрудниками (включает мини-семинар + работу в группах + рекомендации для Вашего города, района или региона (от 3-х до 7-ми часов) 60000 руб. + оплата проезда и проживания
• Стандартный корпоративный семинар компании «Конкретика»: «Как создавать и продвигать бренд территории. Российская практика» (1 день 40000 руб. и или 2 дня 70000 руб. + оплата проезда и проживания)

Дата публикации: 11.11.2013

Контакты: vb@concretica.ru

 


<- назад в: Публикации