КОНКРЕТИКА
17.04.13

Инвестиционные контракты жизненного цикла

Какие сложности могут возникнуть при строительстве дорог по КЖЦ? Подготовка земли и территории строительства. Причина – несовершенство градостроительного законодательства – освобождение территории идет 3-5 лет. А КЖЦ очень чувствителен к факту передачи земли концессионерам. Если земля будет передаваться частями, то концессионер может отсрочить запуск в эксплуатацию. 
В транспортной отрасли есть средства ФЦП до 2020 г., но после 2020 г. юридически обязательства зафиксировать невозможно, а проекты будут продолжены. «Автодор» - организация, которая создана, чтобы реализовать концессионные проекты. Подписываются концессионные соглашения, но вынуждены принимать «заплаточные решения» – едва ли не под каждое концессионное решение необходимы постановления Правительства.
Есть проблема с заключением экспертизы. Когда строительство осуществляется с бюджетным субсидированием, требуется экспертиза, если проводим конкурс КЖЦ, то победитель конкурса может оказаться недобросовестным.
Есть проблемы с оценкой проекта. Когда мы формируем цену, то мы должны учесть все расходы для подготовки и внести в проектно-сметную документацию. Но когда мы делаем концессионное соглашение, возникают дополнительные расходы. Например, надо привлекать средства,  а нормативов, как это посчитать, нет. Концессионер вносит свои расходы. Мне еще надо содержать СПК, надо нанять консультантов для привлечения кредитов и пр. Подходов, как находить компромисс, не существует. Поскольку концессионер сам определяет, когда дорогу ремонтировать, он может увеличить стоимость дороги в расчете на то, что потом будет дешевле ее содержать, реже придется ремонтировать.  А у властей могут возникнуть сомнения: мы ему заплатили сумму за ремонт, а он не делает в этом году ремонт, да еще неизвестно, когда он этот ремонт сделает. При этом оплата осуществляется равномерными платежами. Есть пробел в экспертизе всех участников рынка, в т.ч. с долгосрочным прогнозом. Как прогнозировать расходы на ремонт и содержание дорог? Проектный институт  просим не может дать прогноз, т.к. нет экспертизы. Да, КЖЦ нужны, но большая часть строительных компаний  не готова к таким отношениям.

Эксперты высказали ряд опасений и проблем, с которыми может быть связано внедрение КЖЦ:
• Проблемы проектирования: объединение проектирования, модернизации  и эксплуатации. Для крупных проектов вопрос обоснованности проектирования очень острый: проектировщик может заложить вещества, которые при соединении с другими веществами становятся опасными, закладываются сложные технические решения. Ряд технических стандартов не оговариваются в законах РФ.
• Государственная бюрократия. Плата за сервис предусматривается изначально, но государство хочет подстраховаться, из этого следует, что государства может изменить размер платежей за сервис или ему придется это сделать по каким-либо причинам. 
• Роль и позиции частного партнера. Предполагается, что инвестиции будут привлекать в проект посредством проектной компании. Можно ли заменить проектную компанию, уже после заключения контракта, если она не справляется, можно ли штрафовать компанию.
• Далеко не на все вопросы ФАС и прокуратуры есть ответы, т.к. опыт использования контрактов  ограничен.

Наш комментарий: муниципальным образованиям следует обратить внимания на конкурсную документацию по приобретению вагонов метрополитена в Москве и нормативную базу, которая будет связана с этим контрактом. Эти документы можно будет сделать аналогом для разработки своих решений, норм и постановлений. Это может быть особенно полезным, если в Вашем регионе (субъекте РФ) есть региональный закон о ГЧП, в противном случае следует обратиться к ФЗ№115 «О  концессионных соглашениях». Также стоит взять на вооружение документы, подготовленные по контракту между «Автодором» и Правительством Республики Башкортостан по строительству автодороги.

<- назад в: Новости